Общая информация ТОС

Различие между ТСЖ И ТОС.

ТОС

 ТСЖ

ЗАКОН:
Кон­сти­ту­ция РФФе­де­раль­ный за­кон «Об об­щих прин­ци­пах ор­га­ни­за­ции мест­но­го са­мо­управ­ле­ния в РФ» от 06.10.2003 N 131-ФЗ
ЗАКОН:
Кон­сти­ту­ция РФЖи­лищ­ный ко­декс РФ
1.Тер­ри­то­ри­аль­ное об­ще­ствен­ное са­мо­управ­ле­ние (ТОС) — са­мо­ор­га­ни­за­ция граж­дан по ме­сту их жи­тель­ства на ча­сти тер­ри­то­рии по­се­ле­ния для са­мо­сто­я­тель­но­го и под свою от­вет­ствен­ность осу­ществ­ле­ния соб­ствен­ных ини­ци­а­тив по во­про­сам мест­но­го зна­че­ния.

2. В со­зда­нии и осу­ществ­ле­нии де­я­тель­но­сти име­ют пра­во при­ни­мать уча­стие жи­те­ли с 16 лет, не­за­ви­си­мо от то­го, яв­ля­ют­ся ли они соб­ствен­ни­ка­ми жи­лья.

Со­бра­ние граж­дан по во­про­сам ор­га­ни­за­ции и осу­ществ­ле­ния тер­ри­то­ри­аль­но­го об­ще­ствен­но­го са­мо­управ­ле­ния счи­та­ет­ся пра­во­моч­ным, ес­ли в нем при­ни­ма­ют уча­стие не ме­нее од­ной тре­ти жи­те­лей со­от­вет­ству­ю­щей тер­ри­то­рии.

3.ТОС счи­та­ет­ся учре­жден­ным с мо­мен­та ре­ги­стра­ции уста­ва упол­но­мо­чен­ным ор­га­ном мест­но­го са­мо­управ­ле­ния со­от­вет­ству­ю­ще­го по­се­ле­ния. По­ря­док ре­ги­стра­ции уста­ва тер­ри­то­ри­аль­но­го об­ще­ствен­но­го са­мо­управ­ле­ния опре­де­ля­ет­ся уста­вом му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния и (или) нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми ак­та­ми пред­ста­ви­тель­но­го ор­га­на му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния.

4.ТОС мо­жет об­ла­дать ста­ту­сом юри­ди­че­ско­го ли­ца и под­ле­жит ре­ги­стра­ции в ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вой фор­ме не­ком­мер­че­ской ор­га­ни­за­ции. ТОСы, яв­ля­ю­щи­е­ся юри­ди­че­ски­ми ли­ца­ми, име­ют боль­ше воз­мож­но­стей для при­вле­че­ния до­пол­ни­тель­ных финан­со­вых средств на раз­ви­тие сво­ей тер­ри­то­рии.

5.Цель ТОС — ре­ше­ние про­блем и во­про­сов мест­но­го зна­че­ния, бла­го­устрой­ство, по­вы­ше­ние уров­ня и ка­че­ства жиз­ни на­се­ле­ния на сво­ей тер­ри­то­рии.

6. ТОСы мо­гут при­ни­мать уча­стие в кон­кур­сах на по­лу­че­ние гран­та из бюд­же­тов раз­лич­ных уров­ней.

1. То­ва­ри­ще­ство соб­ствен­ни­ков жи­лья (ТСЖ) — ор­га­ни­за­ция, объ­еди­не­ние соб­ствен­ни­ков по­ме­ще­ний в мно­го­квар­тир­ном до­ме (или груп­пы до­мов) для сов­мест­но­го управ­ле­ния ком­плек­сом не­дви­жи­мо­го иму­ще­ства, обес­пе­че­ния экс­плу­а­та­ции это­го ком­плек­са, вла­де­ния, поль­зо­ва­ния и в уста­нов­лен­ных за­ко­но­да­тель­ством пре­де­лах рас­по­ря­же­ния об­щим иму­ще­ством.

2. В ор­га­ни­за­ции име­ют пра­во при­ни­мать уча­стие толь­ко соб­ствен­ни­ки жи­лья.

Ре­ше­ние о со­зда­нии то­ва­ри­ще­ства соб­ствен­ни­ков жи­лья при­ни­ма­ет­ся соб­ствен­ни­ка­ми по­ме­ще­ний на их об­щем со­бра­нии. Та­кое ре­ше­ние счи­та­ет­ся при­ня­тым, ес­ли за не­го про­го­ло­со­ва­ло бо­лее по­ло­ви­ны соб­ствен­ни­ков.

3. Го­су­дар­ствен­ная ре­ги­стра­ция ТСЖ осу­ществ­ля­ет­ся в со­от­вет­ствии с за­ко­но­да­тель­ством о го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции юри­ди­че­ских лиц.

4.ТСЖ яв­ля­ет­ся юри­ди­че­ским ли­цом с мо­мен­та его го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции, ко­то­рая осу­ществ­ля­ет­ся в со­от­вет­ствии с за­ко­но­да­тель­ством о го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции юри­ди­че­ских лиц.

5. Для до­сти­же­ния це­лей, преду­смот­рен­ных уста­вом, ТСЖ впра­ве за­ни­мать­ся сле­ду­ю­щи­ми ви­да­ми хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти: об­слу­жи­ва­ние, экс­плу­а­та­ция и ре­монт не­дви­жи­мо­го иму­ще­ства; стро­и­тель­ство до­пол­ни­тель­ных по­ме­ще­ний и объ­ек­тов об­ще­го иму­ще­ства; сда­ча в арен­ду, в найм ча­сти об­ще­го иму­ще­ства в мно­го­квар­тир­ных до­мах.

 

 — ПОЛОЖЕНИЕ о территориальном общественном самоуправлении в Ангарском городском округе

 — Бланк подписного листа для выбора делегата в ТОС.

 

УСТАВ…….

 

 

Что такое общественная организация?

Конституцией Российской Федерации предусмотрено право граждан на объединения для защиты своих интересов.
Права граждан на объединения включают в себя такие права как:
  • право создания на добровольной основе общественных организаций для защиты общих интересов и достижения общих целей,
  • право вступления в уже действующие общественные организации  или  воздержание от вступления в данные организации;
  • право беспрепятственно выходить из состава членов общественных организаций.
Регистрация, в установленном законе порядке, общественных организаций содействует в реализации прав и законных интересов граждан.
Граждане вправе создавать по своему усмотрению общественные организации не получая при этом предварительное разрешение органов государственной власти и органов местного самоуправления. Также граждане могут вступать в уже действующие  общественные организации, при этом соблюдая нормы устава данных организаций.
Граждане могут регистрировать общественные организации, в порядке, который предусмотрен действующим законодательством Российской Федерации. После государственной регистрации общественные организации приобретают права юридического лица. Общественные организации вправе функционировать без образования юридического лица, однако организация в данном случае не приобретает права юридического лица.
Обозначим главные вопросы и ответим на каждый из них:
  • Зачем нужна общественная организация
  • Формы общественных организаций
  • Отделения общественной организации
  • Управление общественной организации
  • Создание общественной организации
  • Деятельность общественной организации
  • Ликвидация общественной организации

Зачем нужна общественная организация?

С чем связано появление общественных организаций? Почему недостаточно деятельности политических партий и государственных органов власти? Как показывает практика, они не всегда способны справится с возложенной на них задачей и в таких случаях возникают общественные организации, которые пытаются обратить внимание на существующие проблемы и найти пути решения этих проблем.
Можно выделить несколько основных причин возникновения общественных организаций:
  • нерешенные социальные проблемы, например – ухудшение состояния экологии,  борьба с алкоголизмом и наркоманией, исчезновение редких видов растений и животных;
  • падение уровня доверия у населения к государственным органам управления и политическим партиям приводит к созданию общественных организаций из представителей этого самого населения, например, организации по защите прав потребителей, ассоциация психологов;
  • желание влиять на решение государственных вопросов, как одна из форм проявления демократии, например, создание Организаций по реализации гражданских инициатив или по реализации социально-значимых программ и проектов.
  • Являясь социальным образованием, общественные организации призваны осуществлять социально-значимые функции:
  • общественные организации реализуют право граждан на участие в принятии решений по социально важным вопросам;
  • общественные организации представляют интересы определенных слоев населения. Например, различные объединения многодетных семей, объединение ветеранов боевых действий.
  • общественные организации осуществляют общественный контроль над соблюдением прав и свобод гражданина. Например, организация по защите прав потребителей, организации по защите прав матерей-одиночек;
  • общественные организации влияют на формирование общественного мнения.
Общественные организации различны в зависимости от сфер деятельности и целей создания. Однако, в целом, все общественные организации своей деятельностью содействуют в значительном развитии гуманистических ценностей в обществе. Общественные организации содействуют положительным переменам путем развития  новых форм работы и направлений, закрепления прав каждого человека на высокий уровень жизни, привлечения внимания общественности к проблемам конкретных социальных групп. Общественные организации оказывают немаловажную помощь  людям, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации. Общественные организации играют высокую роль там, где государственная помощь труднодоступна в связи с малочисленностью социальной группы, нуждающейся в помощи или малым размером компенсации.

Какие бывают общественные организации?

Общественные организации классифицируются в зависимости от их территориальной сферы деятельности.
Данная норма закреплена в статье 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
В соответствии с вышеуказанной статьей закона на территории Российской Федерации вправе быть  созданы и осуществлять свою деятельность общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные организации.
Общероссийские общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, на территории более половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства. Законодательство разрешает использование в наименовании общероссийской общественной организации — Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, без получения специального разрешения, которое выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Межрегиональные общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, на территории менее половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.
Региональные общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Местные общественные организации представляют собой объединение,  осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, в пределах территории органа местного самоуправления.
Территориальная сфера деятельности общественной организации должна быть указана в уставе Организации и наименовании Организации. Данное требование закреплено в  статье 20 и 28 ФЗ «Об общественных объединениях».
Из этого следует, что территориальная сфера деятельности общественной организации представляет собой пределы осуществления ее деятельности на конкретной территории.
Общественные организации вправе осуществлять свою деятельность за пределами субъекта, на территории которого она находится, только в случае наличия в данном субъекте структурного подразделения – отделения, филиала и представительства.
Именно поэтому изменяется территориальная сфера деятельности общественной организации в случае создания или закрытия указанных выше структурных подразделений в субъектах Российской Федерации.
Если территориальную сферу деятельности изменяет ранее созданная общественная организация, то необходимо внести изменения в устав данной общественной организации, в том числе и в наименование.
К примеру, если региональная общественная организация создает структурные подразделения на территориях двух и менее чем половины субъектов Российской Федерации, то такая общественная организация приобретает статус межрегиональной общественной организации.
Документы, которые необходимы для государственной регистрации изменений, которые вносятся в учредительные документы Общественной организации должны быть представлены в соответствующий территориальной орган Минюста России по месту нахождения организации.
Для того, что бы региональная общественная организация получила статус общероссийской общественной организации нужно иметь структурные подразделения, которые созданы на территории более половины субъектов Российской Федерации. Документы для регистрации Общероссийской общественной организации подаются в Министерство Юстиции Российской Федерации.
Законодательством предусмотрена возможность общественных организаций вносить изменение в наименование и место нахождения Организации. Поэтому региональная общественная организация имеет право внести изменения в территориальную сферу деятельности не только посредством открытия региональных отделений, но и посредством смены субъекта своего адреса, который влечет внесения изменений в наименование и устав общественной организации. Также, законодательство не предусматривает для общественных организаций требований о соответствии адреса регистрации члена регионального отделения территориальной сфере деятельности Организации. Говоря простыми словами, в состав регионального отделения могут входить члены, зарегистрированные на территории другого субъекта Российской Федерации.

В форме общественных организаций создаются Спортивные Федерации

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»  спортивной федерацией является общественная организация, которая основана на членстве и целью ее создания является развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов — членов спортивных сборных команд.
Так как спортивные федерации являются общественными организациями, то порядок их создания, осуществления деятельности, реорганизации, ликвидации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях. При этом учитываются особенности, предусмотренные Законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Отделения общественной организации

С регистрацией отделений общественной организации связано большое количество трудностей. Гражданским кодексом предусмотрено для юридических лиц создание  только двух видов подразделений – представительства и филиалы, при этом упоминается ещё одна форма — иные обособленные подразделения. Законодательством об общественных объединениях предусмотрено, что общественные организации вправе создавать обособленные подразделения в виде организаций, отделений или филиалов и представительств. Таким образом, законодательство предлагает участникам самостоятельность в выборе подразделений.
Гражданский кодекс говорит нам о том, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами, однако Законом «Об общественных объединениях» предусмотрено  регистрация отделений общественных организаций в качестве юридического лица.
Итак, исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что отделения общественной организации могут быть:
  1. Как отделение, которое зарегистрировано в качестве юридического лица;
  2. Как отделение, которое является структурным подразделением Организации и само по себе в качестве юридического лица не зарегистрировано.
Законом «Об общественных объединениях» предусмотрено, что решение о государственной регистрации отделений принимает территориальный орган Минюста РФ, действующий в соответствующем субъекте РФ на основании документов, которое предоставляет отделение. В данном случае, предполагается, что отделение самостоятельно в принятии решения о государственной регистрации себя в качестве юридического лица.
Но до момента государственной регистрации отделения в качестве юридического лица отделение представляет собой только структурное подразделение Общественной организации, тем самым подчиняясь ее решениями. Поэтому первичное решение о государственной регистрации отделения в качестве юридического лица должно приниматься Общественной организацией. Законодательство предусматривает, что если региональное отделение самостоятельно принимает решение о регистрации себя в качестве юридического лица, то среди документов, направляемых на регистрацию должен быть Протокол высшего органа управления организации с решением о регистрации отделения в качестве самостоятельного юридического лица.
Законодательством предусматривается возможность существования отделений общественной организации без регистрации юридического лица. Сведения об отделениях общественной организации фиксируются в уставе организации. От каждого регионального отделения в Минюст представляется протокол учредительного собрания отделения.

Управление общественной организацией

Законодательство относит общественные организации к корпоративным организациям. Корпоративными организациями признаются юридические лица, учредители которых обладают правом членства в них и формируют их высший орган управления. Поэтому высшим органом управления местной и региональной общественной организации является Общее собрание членов. Высшим органом управления Межрегиональной и Общероссийской общественной организации является сьезд или конференция делегатов от ее структурных подразделений. Все органы управления общественной организации на момент создания формируются из числа учредителей организации, после государственной регистрации все органы управления формируются из числа членов Организации. Корпоративные организации должны реестр членов Организации.
В каждой общественной организации должен быть образован единоличный исполнительный орган. Например, это может быть председатель или президент.  Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, который  подотчетен высшему органу управления.  В общественной организации может образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы.
Высший орган управления общественной организации наделён рядом определённых полномочий, так называемая исключительная компетенция. Статьей 65.3 ГК РФ и 29 ФЗ «О НКО» предусмотрена исключительная компетенция высшего органа управления некоммерческой организации.
Высший орган управления созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Высший орган управления вправе принимать к рассмотрению любые вопросы, которые касаются деятельности Организации и не относятся к компетенции других органов управления Организации.
Решения по исключительной компетенции высшего органа управления общественной организации принимаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов от общего числа присутствующих членов заседании высшего органа управления.   Решения, которые не отнесены к исключительной компетенции, принимаются высшим органом управления организации простым большинством голосов, присутствующих на собрании членов или делегатов. Высший орган управления общественной организации правомочен принимать решения, если на его заседании присутствуют более половины членов или делегатов.

Создание общественной организации

Регистрирует общественные организации Минюст. Общественные организации регистрируются в три этапа:
  1. Сбор данных и подготовка документов на государственную регистрацию организации;
  2. Подача документов на государственную регистрацию;
  3. Получение зарегистрированных документов.
Подробно ознакомиться с порядком регистрации общественных организаций  можно по ссылке Регистрация общественной организации.

Деятельность общественных организаций

Виды деятельности общественная организация должны указать в своем уставе. Гражданский кодекс говорит нам о праве некоммерческих организаций на осуществление деятельности, приносящей доход, если это предусматривается уставом некоммерческой организации, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и если это соответствует таким целям.
В соответствии с Законом о Некоммерческих организациях общественные организации могут иметь территориальные подразделения. Как и сама общественная организация, территориальные подразделения реализуют цели создания организации. Документальные проверки деятельности общественных организаций вправе проводить Министерство юстиции.
Министерство юстиции контролирует:
  1. исполняется ли общественными организациями законодательств о некоммерческих организациях и общественных организациях;
  2. используется ли имущество организации на цели, которые предусмотрены уставом организации.
На основании таких проверок Минюстом могут быть вынесены предупреждения и предписания, которые подлежат обязательному исполнению.

Ликвидация общественной организации

Ликвидация общественной организации осуществляется на основании решения высшего органа управления организации или по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Имущество, которое остается в результате ликвидации общественной организации, после удовлетворения требований кредиторов, направляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом Организации на цели, в интересах которых создана Организация или на благотворительные цели. Ликвидация общественной организации считается завершенной, а Организация – прекратившей существование, после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

 

/*